А что такое внимание? Это – одно из основных свойств нашей психики, которое позволяет сосредоточиться на цели. Внимание является неотъемлемой частью таких психических функций как мышление, воля и чувства, и в то же время выступает как отдельная единица нашей психики. Невозможно представить себе мышление без внимания. Чтобы о чём-то размышлять, что-то решать, к чему-то стремиться – нужно внимание, или умение сосредоточиться на цели. При помощи мышления мы ставим цели, но внимание задаёт направление цели, чётко ставит границы и определяет самое важное.
Без внимания невозможно проявить и волю, так как воля также должна прикладываться конкретно к чему-то. Но и внимание без воли – практически бессильно, так же как и без процесса мышления. Смотрите как всё взаимосвязано: есть отдельные единицы (высшие психические функции) нашей психики, но без совместных усилий они оказываются «ну-лями»!! Задумайтесь над этим парадоксом и проведите подобную же параллель с чувства-ми. Разве можно чувствовать или эмоционально реагировать на что-то, если мы не сосре-доточим на этом своё внимание? Не будет внимания – не будет чувств! Только обращая внимание на что-то, мы способны это что-то выделять из общего, а значит проявлять своё отношение, свои чувства к нему.
А теперь внимание! – именно на этом и играют те, кто пытаются завладеть нашим вниманием!! Пусть не смущает вас игра слов, гораздо важнее сейчас понять: для того, чтобы завладеть сознанием человека, для того, чтобы сделать из него послушное, серое, подчиняющееся и легко внушаемое существо, достаточно просто завладеть его вниманием, а значит его мышлением, его волей и его чувствами (также, как и всеми остальными высшими психическими функциями)!!
И когда подобное происходит – человек становится попугаем, послушной обезьянкой, смешно и ловко подражающей тем, кто её дрессирует. Хотя бы раз в жизни, но вы обяза-тельно видели, как с «умным видом» обезьяны кушают ложкой, пытаются стирать бельё, достают палками бананы, моют овощи в воде… Чтобы всему этому научиться, дресси-ровщик постоянно привлекал внимание животного к этим процессам.
А как учат говорить попугая? Ему постоянно повторяют одни и те же фразы, опять же, давя на внимание и не давая птице сосредоточиться в это время на чистке перьев, еде или на другом объекте.
Мы говорим элементарные вещи? И они никак не помогают вам узнать что-то новое о себе? Вы всё это знали и без нас? А мы нисколько и не сомневаемся в этом, за исключением того, что навряд ли вы все эти знания прикладывали лично к своей жизни и к тому, какого рода информация и, самое главное, из каких источников, попадает к вам «в мозг».
Боевики, кровавые ужастики, реклама, где каждая чётко продуманная кем-то фраза, ста-новится чуть ли не эталоном, но правильнее – штампом выражения теперь уже своих (?) мыслей. Дети смотрят мультфильмы, где мышонок запросто стучит молотком по голове большому коту, и чувствует себя при этом героем. Кстати, в этом месте должно быть смешно, и нужно обязательно рассмеяться. Подражая своему любимому герою, ребёнок на улице или дома легко может взять не только молоток, но и любую палку, железный прут, кирпич, и так же настучать по голове дедушке с бабушкой, своему ровеснику или тому, кто ему не понравится. И при этом всем должно быть смешно, и ведь действительно смешно! Если бы это было не так, Интернет не был бы переполнен роликами с кровавыми драками, и те, кто специально для этих роликов находили себе жертв, не чувствовали бы себя героями, причём безнаказанными героями, которые даже не пытаются скрыть своих лиц.
И это только начало того, что мы назвали «подражанием».
Современные девочки уже чуть ли не с пелёнок знают, что замуж надо выходить за богатых, а для этого что нужно? – всего-навсего усвоить несколько правил, которые «ненавязчиво» рекламируются в каждом фильме, рекламе, передаче и т.д.
Для начала надо посмотреть на свой гардероб. Затем не забыть сходить к парикмахеру, косметологу, ещё лучше – сделать пластическую операцию, откорректировать фигуру, подогнать себя под стандарты глянцевых журналов – и вот тут уж принц обязательно появится.
Вот только не понять этим рабам и рабыням навязанной информации, что следуя за по-добными чужими советами, они теряют себя, и действительно становятся рабами тех, кто готов платить за их усилия подражать. Как объяснить вот этой вот девушке, модно одетой, но правильнее – слегка прикрытой одеждой, тщательно загримированной и причёсанной, что она, сама того не понимая, уже продаёт себя в рабство, следуя «моде» и «стандартам». Богатые «дяденьки», без сомнений, оценят её усилия, и может быть даже предложат «золотую клетку» (без обязательств и штампа в паспорте). Они будут одевать, кормить, выставлять на показ своё в буквальном смысле приобретение, но ровно столько, пока на горизонте не появится другая, более «штампованная» и «гламурная». И истерично обвинять этого «дядьку» в подлости смешно и наивно: он играл с вами по правилам. Вы себя подавали, как некое экзотическое блюдо – он вас попробовал, и даже заплатил за это. Что ж плакать и обвинять «соперницу» в подлости? Она – такое же «блюдо», разве что соус может быть чуть попикантнее, а так – правила есть правила: рабы подчиняются тем, кто их купил, и они даже не смеют роптать на тех, кому сами продали не только свои тела, но порой и души.
Почему такое происходит? Откуда столько «немотивированной» агрессии, циничности, беспринципности, хамства, бездушия, бессердечности, преступной халатности, а значит, и безнаказанности? Когда на приёме знакомишься с разными людьми, практически всегда выделяешь одно общее практически для всех – у нас хорошие, добрые, сердечные, отзыв-чивые люди, страдающие от всего того, о чём мы говорили выше. И получается новый парадокс – каждый по отдельности – замечательный человек, а когда мы все вместе…
«Мы правы вместе», всегда звучит как: «Мы правы в мести!». Это сказал Ф.Ницше в своём гениальном произведении «Так говорит Заратустра». И это действительно гениаль-ный ответ на многие вопросы, который каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе.
Подавляющее большинство людей живёт в состоянии сознания «мы». По-другому оно звучит как состояние сознания толпы, стада, состояние, где нет сознания и осознания «Я есмь!», «Я – это Я», но есть обезличенное состояние «я как все, куда все – туда и я». Чувствуете разницу?!
А теперь поймите: обезличивание, обесценивание себя, девальвация уважения к себе – всё это происходит только потому, что вы добровольно отдаёте мошенникам своё внимание.
Они манипулируют вашим сознанием через ваше же внимание. Они привлекают ваше внимание к тому, что хотят вам навязать. Ваше внимание – это самое драгоценное и самое опасное для них. Стоит вам внимательно присмотреться или прислушаться к подаваемой информации – и ваше мышление, ваша воля, ваши чувства тут же подскажут вам, где лукавство, где откровенная ложь, а где – хитро завуалированная подлость.
Вот вы заполняете банковские документы. Тысячу раз лично вы слышали, как надо вни-мательно читать то, что потом будет подписано. Но банковский работник так искренне вам улыбается, уверяя, что нет никаких подвохов, он так расхваливает условия, он так старательно отвлекает ваше внимание от мелких буковок, что вы подписываете букваль-но «не глядя», и только потом, когда уже ничего нельзя изменить, понимаете, что натво-рили. Классический вопрос «Кто виноват?» звучит в данном случае риторически.
Никто не виноват в том, что человек не понимает, каким сокровищем владеет от рожде-ния. Тот, кто понимает – берёт судьбу в свои руки. А иногда – и судьбы тех, кто добро-вольно отказывается от своего Дара Богов.
Каждый по отдельности – действительно замечательный человек (мы говорим о психически здоровых людях). Слёзы, льющиеся рекой, слова горечи и обид, страдания, застряю-щие комом в горле и давящие могильными плитами в груди – всё это не просто слова, это то, скрывается от других, это то, что не принято афишировать, это то, что большинство скрывает даже от самих себя! Навязанные формы поведения диктуют общепринятые пра-вила: свои истинные чувства надо прятать за правильными масками, свои истинные побуждения надо подстраивать под «общественное мнение», надо вести себя и жить «как все», а иначе… Да-да, грозное и неумолимое «а что подумают люди» обдаёт холодом, и страх скользкой змеёй обвивает сердце и отравляет разум…
А что такое «общественное мнение»? А это то мнение, которое выгодно держит в узде большинство для меньшинства. Это то мнение, которое услужливо подсказывает, как «правильно» нужно себя вести, что «правильно» нужно говорить, куда «правильно» надо пойти, где «правильно» приобрести то, что «правильно» иметь и зачем лично тебе это «надо»… И тогда жить становится легко и просто! За тебя уже всё давно продумали, решили, определили, остаётся только брать «готовое» и глотать без лишних вопросов.
«Пиво любит банку!» - и вот на улицах появляются толпы с банками и бутылками, пластиковыми стаканами в руках, причём лицо толпы настолько важное и пренебрежитель-ное ко всем тем, кто с пустыми руками, что человек начинает чувствовать себя неуютно и тут же стремится исправить ошибку. «Я как будто голый без бутылки в руках» - сказал один паренёк, и это абсолютно правильное ощущение тех, кто бездумно поддался этому наваждению.
Да, сейчас «за бутылки» гоняют. Но ведь «свято место пусто не бывает».
«Ах, какой красивый удар!», «Этот бой был великолепным!», «Точность удара поразительна, какой расчёт, какое мастерство!» - и это всё говорится об узаконенной агрессии, узаконенном насилии человека человеком.
Такие слова как Красота, Великолепие, Гармония, Мастерство, слова, которые определяют саму суть человеческой природы, извращены и изнасилованы. Кем? Когда? Зачем?! Почему? За что?! Нет ответов. Потому что данное зверство вошло в социальную жизнь человека незаметно, прикрываясь таким прекрасным словом как «справедливость».
Это ведь справедливо – убить врага? Это ведь справедливо – отомстить? Это ведь спра-ведливо – наказать? И вот с экранов телевидения и кинозалов полилась «справедливая» кровь. Герой, взрывающий всё вокруг, уничтожающий всех встречных, о которых никто даже не вспомнит, потому что внимание приковано к герою и восстановлению справедли-вости – всё это стало эталоном поведения. И вот уже по стране поднимается волна само-судов. Но поднимается она ещё и потому, что беспредел «справедливости» захлестнул практически всех. Разве это справедливо, - спрашивает врач,- что я лечу вас за такую ма-ленькую зарплату? А потому начхать мне на клятву Гиппократа, у меня другая правда: во сколько ты, болеющий, оцениваешь своё здоровье по справедливости?
Думаете этот преступник в белом халате «не справедлив»? Ошибаетесь! Когда он учился в университете, он по справедливости платил взятки преподавателям, которые также считали «несправедливым» жить на зарплату. Наши чиновники – тоже люди, и они тоже считают себя «несправедливо» обделёнными…
Врач мстит больному, больной (который может быть и преподавателем, и чиновником) – тем, кто от него может зависеть, ну а те, от кого ничего не зависит в нашей стране, так называемый «народ», мстят всем подряд, «грабя награбленное» где только можно… А каждый по отдельности – замечательный человек. И главное – очень страдающий от «несправедливости», и крайне желающий «отомстить».
Жена очень хочет «отомстить» мужу за причинённые обиды и слёзы, муж ищет управу на «оборзевшую» жену, и оба они «правы вместе», потому что оба они хотят быть «правы в мести».
Что чаще всего слышишь, как исповедь, где каются в зависти? – Что кто-то живёт лучше, счастливее, кто-то удачливее, и вообще, «в чужом кармане» всегда и всё оказывается, мягко говоря, лучшим.
Откуда такая иллюзия?!! Да всё оттуда же, от своей собственной невнимательности, но правильнее – от потери собственного внимания.
Собственное внимание – это собственное мнение. Да! Эти словосочетания тождествен-ны. Нет внимания – нет мнения. Тот, кто на чём-то заостряет ваше внимание – уже формирует ваше мнение. И нет здесь, поначалу, ничего страшного, потому что каждый из нас учится и прикасается к новому только через направленность внимания.
Мама обращает внимание ребёнка на правильное поведение, правильное произношение слов, она формирует через внимание ребёнка его внутренний мир, она старается, чтобы ребёнок как можно быстрее адаптировался к социальным условиям. Воспитатель в детском саду развивает внимание ребёнка и старается удержать его как можно дольше, чтобы открыть ребёнку новые возможности, закрепить важные навыки. Учитель в школе опирается на уже подготовленное внимание ребёнка, чтобы вести дальше в мир знаний, в мир новых открытий и достижений. Но! Ещё не управляя своим вниманием, а потому не имея своего мнения, ребёнок очень быстро усваивает мнение мамы, а потому «моя мама всегда права»; он очень быстро принимает за эталон свою воспитательницу и с трудом воспринимает любую другую, которая приходит временно. Дети часто оперируют слова-ми учительницы, они воспринимают её мнение как самое правильное, а потому в классе часто по вине «справедливого» учителя возникают «изгои», «козлы отпущения» и «любимчики». Но вот меняется учитель – и, о горе, бывшим «любимчикам»…
При современной системе образования мнение детей заглушается с пелёнок. Абсолютная и подавляющая безграмотность родителей в вопросах психологии их собственных чад приводит к тому, что схемы воспитания передаются из поколения в поколения в неизменной форме, а детям не остаётся ничего другого, как либо становиться «стадным животным» в угоду «общественному мнению», либо бунтовать и получать за это пинки не только от «общества», но и от самого себя, виня себя в том, что «не могу и не хочу как все, а кто я – не понимаю!»
Ура! Как только человек, неважно в каком возрасте, вдруг ощущает в себе вопрос «Кто я?» - он уже берёт в руки свой адмиральский флаг. Он уже не хочет «как все», но ещё не понимает «а как бы поступил я?» «А «я» - это кто? А вдруг будут смеяться? А вдруг я сделаю что-то не так?...» И тогда обязательно должен прозвучать самый спасительный в мире вопрос: «Не так – по сравнению с кем?!»
Уловили? Человек, в страхе прижимающийся к стаду, боящийся от него оторваться, всегда сравнивает себя с кем-то, ему всегда нужны готовые штампы, стереотипы, схемы, образцы, одобрение окружающих. Такой человек всегда живёт в подражании кому-то. И как подражающая человеческим действиям обезьяна всё равно никогда не станет человеком, так же и подражающий кому-то никогда не станет самим собой.
Смеяться обязательно будут. Но ведь и здесь уже есть готовая подсказка: «А судьи кто?!» Да, может, эта прекрасная фраза Грибоедова также будет отнесена внимательным читате-лем к «штампу», но ведь и штампы бывают разные. А потому давайте обратим внимание и на этот вопрос.
Существуют такие понятия как «классическая музыка», «классическая поэзия», есть клас-сическая проза и картины, которые относятся к «классике» и обладают неоспоримым ав-торитетом, и ещё чем-то неуловимым, но всё равно отзывающемся в сердце.
Что же это за «неуловимость» такая? И почему «классика» никогда не воспринимается умом, но только именно сердцем? Потому что только в сердце есть Глубина, которая оп-ределяет Высоту нашей Души. И это новый парадокс, вновь и вновь заставляющий соеди-нять несоединимое и видеть в противоположностях единство.
Классика – это то, что наполнено Глубиной Мысли, ведущей к Вершинам Красоты.
Вспомните, мы говорили о «красоте удара». И эта «красота» ведёт к пробуждению самых низменных, самых звериных истоков человеческой природы. Истинная Красота пробуждает в человеке Человека. И тогда Человек начинает создавать КУЛЬТУРУ. Он начинает в самом лучшем смысле этого слова почитать («культ») Блистающий («У») Духовный Свет («РА»). То есть КУЛЬТУРА – это почитание, уважение своего Духовного Света.
Как и всё в этом мире, Культура, подчинённая Принципу Дуальности, также разделилась на Культуру Истинную и культуру для масс, культуру для толпы.
И вот именно «массовой культурой» заражают, как самым опасным вирусом, сердце чело-века с самого детства. Давайте поймём, что Истинная Культура должна сопровождать человека повсюду, и заключается она буквально во всём: есть культура речи, культура питания, культура поведения, культура одежды, культура дыхания, культура движений, куль-тура звука, культура общения… Мы забываем об этом, но вся наша жизнь – это действи-тельно культ, соблюдение определённых правил и ритуалов, вот только на что направлен этот культ, на Свет или тьму, зависит от самого человека.
«Научим Европу «бенкетувать»!», а попросту «жрать в три горла» - лихо крутя ус, говорит герой рекламы, а чтобы не было сомнений, что жрать он сейчас будет действительно без меры, на экране появляется упаковка некоего лекарства, якобы помогающего быстрее переваривать то, что в нормальном состоянии не переварится и не усвоится. В данном случае реклама учит «культуре питания», как надо «правильно» принимать пищу, особенно если «на халяву», «в гостях» или где «всё включено». Полупустые тарелки «Европы», аккуратно разрезаемый бутербродик столовым ножом, в данном ролике выглядят как недоразумение, как нечто, что «наш лихой украинец» тут же исправит и тут же научит «как надо».
То, что данная реклама высмеивает не «Европу», а жадность и алчность «украинца» - воспринимается только подсознанием. На уровне же сознания внимание зрителя привлекается к процессу безобразно-безмерного поедания пищи, который надо обязательно сочетать с принятием лекарства. Пройдёт совсем немного времени, и подсознание выдаст сознанию команду на «узаконенную» жадность и алчность… Так, через антикультуру питания, в «мозг» заложили программу на развитие самых низменных инстинктов человека. Кому это выгодно? Помимо тех, кто рекламировал лекарство, это выгодно тем, кто не хочет видеть большинство думающим и культурным. Когда стадо думает только о желудке – его «пастырям» не надо волноваться о бунте. А чтобы на «сытый желудок» «дурные» мысли в голову не полезли – споём-ка мы вместе с Данилко и Поплавским своё, родное, упрощённое до такой степени, что всё это можно смело назвать «стадной культурой» (не народной!!).
И если разум человека заражён, как смертельно опасным заболеванием, подобными «культурами», скажите – воспримет ли он то, что мы называем классикой и истинной Культурой? Нет!
Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Не будет внимания – не будет памяти. Память включается только тогда, когда вы «включаете» внимание. Запомнить нечто, что вам неинтересно, практически невозможно. Вспомнить то, что вам не хочется вспоминать, если прошло уже много времени, – бесполезно. Память «работает» только на энергии внимания, на силе сосредоточенности, на том, что надо развивать и приумножать, и не бездумно рассеивать по ходу жизни.
Без развития внимания человек никогда не сможет установить контроль ни над своей жизнью, ни над своим поведением. Орущий и скандалящий гражданин – это человек, ко-торый сузил своё внимание, своё сознание до такой степени, что уже ничего не видит, кроме того, что он выделил как «проблему». Его захлёстывает чувство «справедливости», он готов любой ценой отстоять свой право на то, что считает «правдой», и не понять ему, что в таком состоянии он не то что «правды» не найдёт, но и себя уже давно потерял.
Культура «выяснения отношений» - это высший пилотаж взаимоотношений. Чтобы как можно многограннее оценить ситуацию, нужно иметь холодный ум и горячее сердце, но никак не наоборот. Вот передо мной обычный шар. Я стою на одной стороне, вы – на другой, и мы одинаково видим один и тот же шар. Вот только действительно ли одинаково? Я вижу только свою сторону, вы – свою. А теперь скажите – какая сторона шара правильная, моя или ваша? Смешно? У шара нет правильных сторон? Вот так же и в жизни: нет правильных или неправильных решений и ситуаций, есть определённая точка зрения, есть определённый угол, под которым лично вы видите проблему или ситуацию. Но это не значит, что подобный угол удобен для обозрения другому, или что ваша точка отсчёта и зрения будет такой же точкой отсчёта и зрения для оппонента. Если вы понимаете это – у вас никогда не возникнет желания доказать любой ценой свою правоту. Уважая своё мнение, вы с таким же уважением отнесётесь к мнению партнёра. Но если у вас нет своего мнения и говорите вы заученными штампами, как попугай – вот здесь, пожалуйста, криками, а то и кулаками, воюйте за чужие интересы, считая их своими… На то оно и внимание, чтобы либо вы им управляли, либо оно вами, через других.
«Если кто-то одержал победу в диспуте – ему можно посочувствовать – он потерял воз-можность расширить своё познание». Так говорил Шри Ауробиндо. Мы же скажем, что даже у дурака можно учиться, если слушать не чужими ушами, а собственным сердцем, но это уже следующий разговор.
Мы же заканчиваем наше занятие пониманием того, что «Подражание – это неплохое учебное судно, но над ним никогда не будет реять адмиральский флаг» (Шри Ауробиндо).
Если вы поняли это сами – расскажите другому, но только после того, как примете мужественное решение покинуть такое надёжное и привычное учебное судно под названием «делай как мы», и ступить на борт собственного корабля под названием «Познай себя». Адмиральский флаг ждёт вас в рубке капитана, но вход в эту рубку разрешён только капитанам…
Комментариев нет:
Отправить комментарий